Об авторе: Елена Новикова, психолог, преподаватель психологии, кандидат психологических наук; опыт работы в профессиональной сфере с 2002 года.
Существует мнение, что возможна жизнь без стресса. Однако на самом деле это миф. Жизнь современного человека вся наполнена стрессами. И бежать от них бессмысленно. Никуда не убежишь. Можно ли выстроить жизнь современного человека без стресса? Ответ: «Нет!». Что же тогда делать. Важно научиться здоровой тактике поведения в стрессовых ситуациях. Важно понять природу стресса и научиться совладать с ним. В этом случае стресс не будет иметь разрушающую природу для психики человека. Более того, он может стать ресурсным состоянием для роста и самосовершенствования.
В этой статье мы рассмотрим психологическую природу стресса, признаки стресса (с целью их самодиагностики) и методы снятия стресса и нервного напряжения.
ТРИ ШАГА В РАБОТЕ СО СТРЕССОМ
Шаг 1. – ОСОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ СТРЕССА
Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел еще в 1920-х годах американский психофизиолог Уолтер Кеннон в своих трудах, описывая его как универсальную реакцию «бороться или бежать».
В 1936 году Ганс Селье начал использовать термин «стресс» для определения общего адаптационного напряжения. Стресс (stress (англ.) – давление, нажим, напряжение) есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Стресс является моментом адаптации к новой среде, новым условиям [8].
Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее адаптивные возможности человека, которые всегда индивидуальны. Например, человек закаленный, адаптированный к холодной воде будет реагировать на погружение в прорубь лишь легким покраснением кожи, а новичок может выдать весь физиологический и психологический набор реакций стресса. Для одного ребенка пойти в детский сад и остаться без мамы на целый день чуть ли не с первого раза – это практически нормально. Другой ребенок выдаст реакции стресса в первые минуты отрыва от матери, и в дальнейшем может адаптироваться долго и трудно.
Под неспецифической реакцией Г. Селье понимал стереотипный ответ организма к новым условиям существования.
По физиологической сути стресс – адаптационный процесс, обеспечивающий приспособление организма к существованию.
Стресс – состояние длительного и сильного напряжения, связанное с эмоциональной перенагрузкой. Ведущей психологической характеристикой стресса выступает напряжение [8].
Причины стресса. Стрессоры (факторы, вызывающие состояние стресса) бывают:
– физиологическими (чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и пр.),
– психологическими (угроза, опасность, информационная или эмоциональная перегрузка, конфликты и пр.).
Реакция человека на стрессовую ситуацию всегда индивидуальна. Каждый человек обладает уникальным набором психологических особенностей (потребности, мировоззрение, нервная система и пр.), которые и обеспечивают именно его неповторимую реакцию на стрессовую ситуацию [1, 4, 8, 9].
Наглядно особенность стресса представлена на рисунке 1.
Виды стресса. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса (в самой общей классификации):
– стресс физиологический (физическая перенагрузка),
– стресс психологический (психологическая перенагрузка).
Психологический стресс подразделяется на:
– стресс информационный (возникает в ситуациях информационных перегрузок);
– стресс эмоциональный (возникает в ситуациях эмоциональных перегрузок; например, появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр.).
В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса [2, 6, 10].
Положительный стресс (стресс, который не вызывает у человека сверхнапряжения) движет человека к активности, достижениям, решению поставленных перед ним задач/проблем. Это стресс, который получен в результате сильно заряженных положительными эмоциями событий. Например, рождение долгожданного ребенка, день бракосочетания и пр.
Отрицательный стресс воздействует разрушающе на психику человека, т.к. психика не справляется со сверхнагрузками.
Какого бы вида ни был стресс, он вызывает физиологическую реакцию – выброс «гормона стресса» – кортизола, что приводит к физиологическим изменения в организме.
Шаг 2. – ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ СТРЕССА – ДИАГНОСТИКА СТРЕССА
Исходя из причин и видов стресса, можно выделить признаки стресса, которые представлены на рисунке 2.
Анализ работ ученых (Б.Р. Мандель, Ю.В. Щербатых, Л.А. Китаев-Смык и др.) позволяет обобщить представления о наиболее частых проявлениях стресса:
Физиологические особенности
- Боли в различных частях тела неопределенного характера, головные боли (психосоматические боли).
- Повышение или понижение артериального давления. Учащенный и неритмичный пульс.
- Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея, повышенное газообразование; потеря аппетита или переедание).
- Быстрое увеличение или потеря веса тела.
- Нарушение свободы дыхания.
- Появление аллергии или других кожных высыпаний.
- Повышенная потливость.
- Мышечные зажимы (ощущение напряжения в мышцах).
- Повышенная утомляемость.
- Расстройство половой функции.
Познавательные процессы (интеллектуальная сфера)
- Трудность сосредоточения.
- Повышенная отвлекаемость.
- Сужение поля зрения, кажущееся уменьшение возможных вариантов действия.
- Ухудшение показателей памяти.
- Преобладание негативных мыслей.
- Нарушение логики, спутанность мышления.
- Импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения.
- Постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы.
- Трудности принятия решений, длительные колебания при выборе.
- Частые ошибки, сбои в вычислениях.
Эмоционально-волевые процессы
- Повышенный уровень тревожности и беспокойства.
- Пониженный эмоциональный фон (преобладание негативных эмоций; мрачное настроение).
- Ощущение постоянной тоски, депрессии.
- Чувство отчужденности, одиночества.
- Раздражительность, приступы гнева.
- Подозрительность, придирчивость.
- Эмоциональная нечувствительность, равнодушие.
- Уменьшение общей удовлетворенности жизнью. Потеря интереса к жизни.
- Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого.
- Общее недовольство собой и своей работой.
Поведенческие особенности
- Ощущение потери контроля над собой.
- Низкая продуктивность деятельности.
- Возрастание ошибок при выполнении привычных действий.
- Более быстрая или, наоборот, замедленная речь. Дрожание голоса.
- Увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье.
- Уменьшение времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями.
- Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность.
- Нарушение сна (долгое засыпание, раннее пробуждение) или бессонница.
- Более интенсивное курение и употребление алкоголя.
- Антисоциальное поведение [1, 4, 5, 8, 9].
Знание особенностей проявления стресса позволяет отследить их наличие у человека – путем самоанализа (самодиагностики).
Е.В. Новикова предлагает по четырем категориям (физиологическая, познавательная, эмоционально-волевая, поведенческая) провести анализ наличия особенностей проявления стресса у человека.
За каждое совпадение начисляется 1 балл (максимальное количество баллов по каждой категории – 10).
Далее показатели переводятся в проценты.
10 баллов – 100 % Полученное количество баллов – Х % |
Определяется уровень выраженности стресса по каждому параметру:
От 10 до 30 % – относительно низкий уровень стресса.
От 40% — 60% – средний уровень выраженности стресса.
От 70% и более – высокий уровень стресса.
По результатам можно построить индивидуальную диаграмму выраженности стресса – рисунок 3.
Общий уровень выраженности стресса определяется по тому же принципу:
40 баллов – 100 % Полученное количество баллов – Х % |
Шаг 3. – МЕТОДЫ СНЯТИЯ СТРЕССА И НЕРВНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Работу со стрессом важно проводить по 4-м основным направлениям:
- Физиология человека.
- Познавательная (интеллектуальная) сфера.
- Эмоционально-волевая сфера.
- Поведенческие особенности личности.
На физиологическом уровне важно обеспечить:
– Полноценный сон (желательно спать с 22.00-23.00 до 6.00-7.00; именно в это время происходит интенсивная выработка мелатонина, который является природным/естественным антистрессором и антидепрессантом);
– Здоровое питание (хорошо добавить в свой рацион больше фруктов и овощей; рекомендовано не есть после 18.00, т.к. в это время прекращает свою работу поджелудочная железа, и пища не усваивается, а просто «блуждает» по ЖКТ);
– Достаточное количество употребляемой воды (рекомендовано 1 литр на 30 кг. веса; однако норма у каждого своя);
– Физическую активность (зарядка, активный отдых, пешие прогулки на свежем воздухе, плавание, танцы, йога и пр.);
– Дыхательные практики;
– Массаж / Самомассаж;
– Ароматерапия [1, 6, 12].
На физиологическом уровне с целью снятия стресса может быть использовано упражнение с кинезиологии «Поза Уэйна Кука»:
Позиция 1.
Сядьте, поставьте ноги на пол.
Положите правую стопу на левое колено.
Обхватите левой рукой щиколотку правовой ноги, а правовой рукой – подушечки пальцев на правой стопе.
Чуть притяните согнутую ногу к себе до ощущения растяжки.
Закройте глаза и прижмите язык к верхнему нёбу.
Медленно и глубоко вдохните через нос, позволяя воздуху как бы приподнять ваше тело.
Медленно выдыхайте через рот, опуская язык вниз и расслабляя тело.
Сделайте 3-5 таких дыхательных циклов. Поменяйте ноги.
Позиция 2.
Сидя поставьте обе стопы на пол.
Соедините ладони так, чтобы пальцы касались друг друга (в виде шара).
Закройте глаза.
Прижмите язык к небу.
Глубоко дышите.
Оставайтесь в этой позе 30-60 сек.
Познавательная сфера
Работа с познавательной сферой осуществляется преимущественно через проработку мышления личности, развитие позитивного мышления.
Психологи подчеркивают, что мир зеркалит наши мысли и формирует события нашей жизни сообразно нашим мыслям. Внешний мир и окружающие люди зеркальным образом отражают нас самих. То, что мы чувствуем и думаем – то и получаем в ответ. Каждый получал извне то, что внутри его души. И если мы сами позитивно относимся к миру и другим людям, в ответ мы получаем те же положительные события и отношения. Это – закон человеческой жизни.
Находясь в состоянии стресса, важно подумать о чем-то приятном. Можно посмотреть на небо, солнце, цветы, налить чай в любимую кружку. Можно вспомнить что-то хорошее (вкусный кофе, приятная открытка, хорошо выполненное задание и т.д.). Когда мы фокусируемся на чем-то приятном, мозг отправляет телу сигнал расслабиться.
Сталкиваясь с проблемами, жизненными сложностями важно помнить, что во всем в жизни есть и хорошее, и плохое. В любой жизненной ситуации, как правило, есть положительные и отрицательные стороны. Смотря, с какой стороны посмотреть. Лучше смотреть с хорошей стороны. В проблемной ситуации также есть хорошее и плохое. В случае столкновения с проблемой мы можем обрести душевное равновесие при помощи выделения в ней положительных сторон. В проблемной ситуации есть, по крайней мере, три полезные стороны:
- Проблема всегда выступает в качестве жизненного урока.
- Проблема всегда жизненное испытание.
- Жизненный опыт показывает, что проблема всегда несет что-то положительное. Но позитив становится понятен не сразу, а через какое-то время.
Умение видеть хорошее – навык, который вырабатывается.
Упражнение «Моя ситуация». Возьмите чистый лист бумаги и разделите его пополам вертикальной чертой. В левой части отметьте те стороны проблемной ситуации, которые связаны с чем-то отрицательным: потерями, тяжелыми переживаниями, разрушением важных и значимых отношений с людьми и т.п. В правой части листа попробуйте отметить те стороны проблемы, которые могут принести в Вашу жизнь что-то полезное [6].
Эмоциональная сфера
В эмоциональном плане работа со стрессом осуществляется в направлении снятия тревоги и страхов, успокоения, повышения общего позитивного эмоционального фона.
Универсальным средством поднятия эмоционального фона является юмор. Здесь эффективно работает чтение анекдотов, просмотр комедий и пр.
Н.В. Самоукина подчеркивает, что мы часто относимся к своему настроению как к чему-то, от нас не зависящему. «Что-то у меня сегодня настроение неважное», – говорим мы. Или, наоборот, радуемся, что «сегодня – хорошее настроение». Ученая предлагает способы внутренней «настройки»:
– Представьте, что Вы – тонкий, чутко улавливающий все внешние воздействия, «психологический радиоприемник». Каждое утро Вам необходимо «поворачивать» ручку» такого «радиоприемника» с тем, чтобы «настроить его на нужную Вам волну». Такая настройка заключается в том, что сразу же после сна, пока Вы еще не встали и чувствуете приятную дремоту, выбрать для себя «формулу настройки» и проговаривать ее. Например, Вы говорите себе (про себя и с закрытыми глазами): «Я сегодня в хорошем настроении. Все будет хорошо». Эту формулу нужно проговорить раза три-четыре, с чувством, вникая в каждое слово.
– Внутренняя «настройка» будет эффективной, если утром Вы вспомните, какие приятные дела Вас ждут: улыбка и «доброе утро» любимого человека, утренний чай/кофе и т.п.
– Обращайте по утрам свое внимание на свежесть утреннего воздуха, солнце, если оно светит и дождик, если он моросит. Каждое проявление природы встречайте с удовольствием и радостью.
– Один из путей такой внутренней «настройки» – исследование самого себя. Каждый вечер необходимо записывать свои негативные и позитивные переживания. Примерно через две-три недели провести анализ, выделяя события, которые принесли Вам огорчения или принесли радость. Подумайте, что Вас огорчает и в чем причина таких огорчений. Вполне возможно, что некоторые из этих событий (если не все) можно исключить из своей жизни [6].
Эффективными методами гармонизации эмоционального фона являются медитация и молитва.
Поведенческий план
В поведенческом плане в работе со стрессом рекомендуется:
– Увеличить время общения с приятными людьми (родными, близкими, друзьями, коллегами, контакт с животными и пр.);
– Заняться своим внешним видом (принять душ, расслабляющую ванну, посетить косметолога, парикмахерскую и пр., по возможностям и желанию) [2, 3, 4, 7, 9].
Существует ряд психологических упражнений, которые помогают снять стресс и нервное напряжение быстро.
Упражнение «Водопад». После напряженного дня встаньте под душ. Направьте сильную струю воды на себя сверху вниз, закройте глаза и представьте, что вы на берегу горного озера, под струями горного водопада. В своем движении сверху вниз вода смывает с Вашего тела и Вашей души все тяжелое, что было в течение рабочего дня (неприятности, чьи-то резкие слова, несправедливые замечания и т.д.).
Упражнение «Горная речка». В течение рабочего дня, при возникновении неприятностей, если Вы не можете быстро успокоиться, зайдите в туалетную комнату и опустите руки под холодную воду. На минуту представьте, что ваши руки – в прохладной воде стремительной горной речки. Вода смывает с ваших рук все тяжелые переживания…
Упражнение «Место Силы». Вечером, после трудного дня сядьте в кресло и закройте глаза. Представьте, что у вас есть свое «Место Силы», о котором никто не знает. Это может быть маленький домик где-то в деревне или высоко в горах, в лесу и т.п. Как можно более детально, во всех мелочах представьте внутреннее убранство этого домика. Что стоит слева, как только вы входите в дом? Что – справа?
Что вы делаете в минуты отдыха в этом домике, о котором никто не знает? Валяетесь на диване и смотрите телевизор? Слушаете музыку? Копаетесь в саду? Играете с любимой собакой?
Позанимайтесь в своем воображении своим любимым делом минут 20-25. А затем откройте глаза и возвращайтесь к реальной жизни.
Упражнение «Мое настроение». Возьмите что-нибудь, чем можно рисовать (цветные шариковые ручки или карандаши, фломастеры или краски, или что-нибудь еще). Нарисуйте что-либо, что можно назвать так: «Мое настроение». Рисуйте все, что вам придет в голову, не задумываясь над тем, хорошо это или плохо, красиво или некрасиво, получается у вас или нет. Выбирайте цвет, какой вам хочется выбрать, и проводите линии, которые вам хочется провести. Рисуйте увлеченно, самозабвенно и эмоционально, как рисуют дети.
Когда рисунок будет готов, посмотрите, что получилось. Если это – позитивное, радостное и яркое «полотно», поместите его на какое-то время на самом видном месте у себя дома или в своем кабинете.
Каждый раз, когда вы будете смотреть на свое «художество», у вас будет улучшаться настроение и подниматься жизненный тонус.
Если же получилось что-то мрачное и безрадостное, и ваш рисунок вам не нравится – порвите свой рисунок и выбросите его в урну. При помощи рисования вы «переплавили» свои эмоции в листок бумаги, точнее, в то, что вы на нем нарисовали, и, избавляясь от рисунка, вы избавляетесь от дурного настроения [6].
Упражнение «Мое событие». Если у Вас есть приятные воспоминания о каком-либо приятном событии жизни, возьмите фотографии этого события и положите рядом с собой. В те минуты, когда вы будете чувствовать усталость, раздражение или депрессию, берите фотографии и оживляйте свои воспоминания – до мелочей, до запахов и случайно сказанных слов… Вспомните, что было, что вы чувствовали, думали… Вспомните все самое приятное, углубитесь в свои воспоминания…[6].
С целью снятия стресса используйте аутогенную тренировку по И. Шульцу
Список литературы
- Китаев-Смык Л. Психология стресса. М. : Наука, 1983. 186 с.
- Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М. : Эксмо, 2005. 960 с.
- Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2007. 288 с.
- Психология стресса [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. Москва: Флинта, 2014. URL: https://qps.ru/BsH8m (дата обращения: 17.07.20210)
- Решетников М.М. Психическая травма. СПб. : Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006. 322 с.
- Самоукина Н.В. Экстремальная психология. М. : Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС. 2000. 288 с.
- Свиридкина Т.Л. Шаги из прошлого. Руководство по психотерапии травмы. М. : ИД «Городец», 2017. 368 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса / перевод с англ. М. : Прогресс, 1982. 53 с.
- Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб. : Питер, 2006. 256 с.